Чем звучит компьютер

Нам нет нужды знать как работает телефон. Но в области комп.музицирования кое-что знать необходимо: хотя бы для того, чтобы сохранить свои нервы для более творческих задач.

Затрагивая тему звуковых карт, невозможно обойтись без объяснения понятия оцифровка. Суть в том, что все звуки окружающего мира, записанные на виниловые диски или магнитофонные ленты, принято называть аналоговыми (analog) - ввиду физической природы такой записи. Но все звуки в компьютере называются цифровыми (digital) и получены методом оцифровки аналоговых звуков. Поэтому их качество зависит от качества как самого процесса оцифровки, так и от оборудования, на котором это происходит.

Т.е. когда вы записываете голос через микрофон на компьютер, происходит процесс оцифровки аналогового звука, полученного с микрофона. А когда вы воспроизводите запись своего голоса с компьютера на колонки, то происходит "ответный" процесс преобразования цифрового сигнала в аналоговый. Поэтому качество воспроизведения любого компьютерного звукового файла зависит и от самого файла (как он был оцифрован), и от цифро-аналогового преобразователя звуковой карты.

В типовом купленном компьютере за весь звук отвечает звуковая карта, встроенная в материнскую карту. Такая карта называется бортовой (onboard). Она предназначена для воспроизведения разнообразных звуковых потоков - таких как звуки компьютера, музыка и мультиканальное озвучивание компьютерных игр.

Однако, по причине неудачных звуковых драйверов Windows* такая стандартная бортовая карта** становится крайне неудобной при использовании программных сэмплерных синтезаторов, позволяющих озвучивать партии вашей оркестровки звуками реальных музыкальных инструментов, записанных с высоким качеством в сэмплы. Неудобство заключается в факторе задержки (latency), с которой воспроизводится звук после нажатия клавиши, и которая может быть настолько большой, что делает полностью невозможной игру на инструменте с одновременным прослушиванием подключенного программного инструмента. Особенно, когда вы пытаетесь синхронизировать записываемую партию с уже записанной. Т.е. пишитесь с наложением.

Для решения этой проблемы, а также для расширения технических возможностей записи внешних источников звука (вокал, электрогитара и т.д.), были созданы специальные профессиональные звуковые карты с поддержкой технологии ASIO для работы в музыкальных редакторах (DAW). У таких карт обычно всего два стерео-выхода, и они не очень приспособлены для компьютерных игр. Но у них заметно выше качество и натуральность оцифровки звукового потока, ниже количество шумов и намного выше скорость передачи аудио-сигнала, получаемого с сэмплерного синтезатора, на акустические системы. Т.е. задержка между нажатием клавиши и её ответным звучанием сведена к минимуму и на быстрых компьютерах практически не существует.

Также у таких карт (кроме самых экономичных) есть midi-входы (отсутствующие на бортовых картах) и специальные входы для записи внешних аналоговых сигналов (формата XLR или универсальные), которые оснащены микрофонными и инструментальными предусилителями (preamp), отвечающими за качество записываемого сигнала с микрофона или с электро-гитары или других электро-акустических инструментов.

Поэтому вопрос "покупать" или "не покупать" (полу-) профессиональную звуковую карту упирается только в её выбор, зависящий от ваших материальных возможностей. Существуют карты, которые ставятся на слоты материнской платы, но более распространёнными и универсальными являются USB-карты. Моделей много, цены разные. Но если вы намерены использовать MIDI-контроллеры (клавишные, духовые, ударные или ещё какие) с Windows, обращайте внимание на наличие ASIO.

Ну а после подключения звуковой карты с ASIO к компьютеру, надо в настройках вашего аудио- или музыкального редактора выбрать эту карту ответственной за запись и вывод звука.

В целом необходимо понимать, что профессиональная звуковая карта преследует несколько иные цели, чем встроенная "бортовая" для комп.игр. Её задачи - качественная и точная оцифровка при записи, и такой же точный и качественный обратный процесс при воспроизведении. Но искусственное улучшение звучания в её задачи не входит. Поэтому (при имеющихся материальных возможностях) к таким картам подключают мониторные акустические системы, передающие правду звука, а не имитирующие его комфорт.


*) в компьютерах MAC такой проблемы с задержкой нет
**) при наличии только бортовой звуковой карты можно воспользоваться универсальными драйверами ASIO4ALL