. Опубликовано в Программы

У каждого из нас, кто пытается собрать виртуальный домашний оркестр для "исполнения" собственной музыки, неизбежно возникает один и тот же вопрос: насколько же, в действительности, хороши сэмплерные технологии типа NI Kontakt, и достойны ли оные затраченных на них усилий? Буквально: "стоит ли овчинка выделки?"

Вопросы, редакция, пояснения в скобках и комментарии: админ artComposer.ru

Пример VST-оркестровок одного их первых участников нашего сообщества вполне себе убедительно отвечает на этот болезненный вопрос: качественный и реалистичный результат достижим!
"Глаза боятся, руки делают".

Дмитрий НосковVST-интервью с композитором Дмитрием Носковым 03.2016

Профессиональный композитор-аранжировщик киномузыки, имеющий около 20 лет опыта работы с современными музыкальными технологиями, откровенно делится своими многотрудными технологическими навыками. Это интервью является результатом переписки с Дмитрием (далее – ДН), согласившимся ответить на мои вопросы, несмотря на свой плотный рабочий график.

В начале переписки ДН обескуражил меня незатейливым откровением: "Сразу могу сказать, что к сожалению, а скорее – к счастью, никаких спец.секретов не существует. Во всяком случае у меня."

"Не может такого быть", – подумал я и приступил к дознанию, в процессе которого обнаружилось, что Дмитрий ни разу не лукавил. Как я и предполагал, это простодушное заявление оказалось всего лишь следствием естественного психологического эффекта – когда собственный многолетний опыт со временем перестаёт видится мастеру как нечто особенное, являясь в то же время добрым дорожным знаком для любого начинающего или сомневающегося :)

Я не вижу никакого смысла обсуждать с ДН вопросы, касающиеся известного всем практикующим NI Kontakt обычного рабочего процесса – никаких тайн в этом действительно нет (материалы для самых начинающих читайте в разделе Быстрый старт, а русские руководства ищем на сайте мануалов Альберта minusmaker-а). Поэтому интервью будет посвящено лишь тем отличиям в рабочем процессе ДН, которые приводят к результатам, вызывающим неподдельный интерес: общей VST-структуре и (коротко) формированию инструментальных групп.

В процессе чтения можно одновременно слушать VST-композиции ДН – как звуковые иллюстрации к интервью:


Админ: Дмитрий, чем обусловлено убедительное качество ваших чисто сэмплерных оркестровок?

ДН: Ко мне часто обращаются молодые и не очень музыканты с вопросами из серии «в чем секрет», «скажите какие эквалайзеры вы используете», «в чем сводите», «какие ревера у вас (наверное, куча посылов)» и т.д. И мне каждый раз приходится их «разочаровывать» и говорить, что эквалайзерами я не пользуюсь вовсе, конкретного понятия «сведения» у меня не существует – баланс формируется сразу по мере написания музыки*, ревер у меня один и т.д.

*) баланс и звучание оркестровых инструментов в сэмплерных библиотеках изначально сформированы разработчиками, поэтому если не менять "заводские" параметры, то общая раскладка инструментов будет соответствовать профессиональным стандартам.

Единственный совет, который я всегда даю, – это слушать как можно больше академической и медиа-музыки: саундтреки к фильмам, тв-сериалам и играм (благо, доступ сейчас обширнейший). Почитать простой и общедоступной теории оркестровки (Римский-Корсаков у меня всегда под рукой). И тогда при должном терпении и желании слух абсолютизируется со временем, и возникает интуитивное, а не спектрально-цифровое понимание того, как должна звучать музыка.

Аранжировочная школа (прошлых лет работы в поп-музыке: 1996-2005) дала очень много. Как минимум это полистилистичность. Я понимаю принципы создания абсолютно любого стиля музыки. Начиная от формы и принципов, и заканчивая созданием саунда, соответствующего тому или иному стилю. Это очень помогает в работе. И очень печально, что многие, да что там, – почти все композиторы в нашей среде не владеют стилями, да и не учат их этому нигде.

Основная проблема, которую я вижу в чужих треках, – это нежелание заниматься деталями, элементарной динамикой. Ведь живой оркестр, как и любой музыкант-исполнитель, исполняет произведения «музыкально», чутко реагируя как на эмоциональную составляющую музыки, так и на нотированную композитором пунктуацию в партитуре. В VST-композировании это едва ли не самая важная часть работы. Потому что (у любого интернет-пользователя) в современности доступ к инструментарию колоссальный. Но положительные результаты этого встречаются нечасто. И при использовании одних и тех же VST-инструментов, у всех получается абсолютно разный результат. Это как в кулинарии – продукты у всех одинаковые, а вот вкусно будет или нет, зависит от повара и пропорций ингредиентов.

Иногда я читаю лекции в киноВУЗах, но там, как правило, вопрос касается музыки в кино, а не непосредственно написания музыки для кино или вообще VST-композиций. Известному российскому кинокомпозитору Юрию Анатольевичу Потеенко до сих пор не дают открыть кафедру медиа-музыки в консерватории, а ведь это могло бы значительно облегчить жизнь молодым композиторам, позволив им начать зарабатывать сразу после окончания ВУЗа.


Структура интервью:


 

ОБЩАЯ СТРУКТУРА VST-СТАНЦИИ

ДН: Боюсь, что мои аппаратные VST-условия повторить будет непросто.

*) но и не всякому на текущем этапе такое надо.

ДН: Я работаю в Cubase 8. С версией 8.5 пока не сложилось, она подглючивает. Поэтому откатился на восьмерку.

*) предпочтение той или иной DAW определяется привычкой – кто с чего начинал. Это не значит, что всем рекомендуется переходить на Cubase.

У меня 4 компьютера соединены по сети между собой и количество (сэмплерных) библиотек просто неисчислимое. Во всех (последних фильмовых) композициях играет масса компилированных библиотек. Ни одна из ныне существующих не может целиком удовлетворить мои потребности, поэтому приходится их сильно смешивать.

Зачем 4 компа, зачем 3 монитора и как они между собой скоммутированы?

ДН: 4 компа необходимы для "содержания" моего темплейта (template – шаблон, заготовка рабочего файла), который состоит из более чем 1500 миди-треков. Все должно быть загружено и быть в доступе. Такая схема требует очень большого количества оперативной памяти: на данный момент это 196 гб суммарно. И честно сказать, этого уже не хватает. Буду брать еще один.

Все компьютеры скоммутированы по локальной сети и общаются между собой с помощью уникальной программы Vienna Ensemble 5 (русское описание): базовый компьютер с VE5 – это хост, где находится DAW и 3 компьютера – слэйвы, которые как раз и управляются из DAW. Три монитора: два из них составляют непосредственно рабочий стол, третий подключен к этой же видеокарте через HDMI. Точнее это не монитор, а телевизор, на который я вывожу видео, с которым работаю.

Как ты собирал свой темплейт? Подключена ли на каждый трек самостоятельная инстанция Контакта или треки обращены к разным каналам одной?

ДН: Как я и говорил, оркестровая составляющая является основной в моем темплейте, состоящем более чем из 1500 миди-треков*. И в него загружены все доступные артикуляции оркестровых инструментов. Все остальное (барабаны, басы, синты, клавишные), добавляются в зависимости от направления создаваемой музыки и могут варьироватся. Но есть основной костяк. Каждый миди трек, естественно привязан к отдельным выходам контакта, коих множество, как в самом DAW, так и на управляемых компьютерах.

*) как можно догадаться, темплейт формируется в процессе работы на основании ваших потребностей: нет смысла набивать в него все, что есть на харде :)

Cами Kontakt-ы едят очень немного памяти, все зависит от загруженных инструментов. У меня множество Kontakt-ов, внутри каждого из которых используется по 16 миди-каналов. По одному каналу использую только для миди-гитар, чтобы была возможность вешать сверху на них* софтовые эмуляторы гитарных амплифайеров типа Аmplitube и Guitar Rig.

*) понятное дело, в DAW эмуляторы гитарных усилителей подключаются на парный аудио-канал.


ГИТАРЫ

Аmplitube и GuitarRig – это обработка для аналогового канала. А используешь ли ты что-то типа Sugar Bytes Guitarist для создания гитарных партий или работаешь с живыми гитаристами?

ДН: Нет, Sugar Bytes, я не использую. Сейчас на рынке множество виртуальных гитар, имеющих strum пэтчи, которые замечательно играются руками, без использования пресеквентирования. Что меня вполне устраивает. С живыми гитаристами работаю крайне редко. Опять же таки в силу того, что продюсеры очень редко дают деньги на живых исполнителей.

При такой организации работы с весьма эффектным результатом ощущается ли потребность в живых исполнителях-инструменталистах?

ДН: Потребность в живых исполнителях несомненно ощущается, причем всегда, но смотри п.1. Все что есть моего на саунклауде гитарного, сыграно без живых гитаристов.


СТРУННЫЕ

По какому принципу и из чего ты собираешь струнную группу?

ДН: Поскольку я не собираю каждый раз струнную группу – как и все остальные, то в моём темплейте струнная группа представлена очень широко. В темплейт загружаются все доступные артикуляции (множество разных типов легато, стаккато, спиккато, пиццикато и т.д.). Чтобы все и всегда было под рукой. Специфика работы не позволяет мне пересобирать каждый новый проект по новой. На это просто нет времени. Основные струнные библиотеки которыми я пользуюсь это: Spitfire Sable, Spitfire Mural, Lass, CineStrings и немного Hollywood Strings и 8Dio Adagio.

Используешь ли ты библиотеки сольных струнных ? (например, Embertone Blakus Cello)

ДН: Сольные струнные я использую только для имитации сольных партий, в микс к остальным я их не подмешиваю. Это Lass, Spitfire Solo и Adagio.


ДУХОВЫЕ

Какие библиотеки ты используешь для выбора групповых и сольных духовых?

Если говорить про дерево, то это в основном Berlin Woodwinds и Hollywood woodwinds. Групповые пэтчи я никогда не использую. Все партии деревянных духовых, я прописываю реальным дивизи: каждую партию, для каждого инструмента отдельно.

Если речь идет о меди, то это по академической Hollywood brass в полной мере и множество разных джазовых библиотек. Для сольных джазовых часто использую Samplemodelling, группы от Chris Hein.


ОРКЕСТРОВЫЕ УДАРНЫЕ

Как ты решаешь задачу ударных в оркестровках – используешь ли классические инструменты симфооркестра или выбираешь из каких-то других библиотек?

ДН: Если мне нужны оркестровые ударные (ну то есть если музыка оркестровая), конечно, использую оркестровые ударные. В основном это CinePerc и кусочек старой перкуссии из East West Orchestra. Если же речь идет о ритмических структурах – тут просто уйма всякого добра. Включая и 8Dioи библиотеки от Heavyocity, и просто тонна еще всего, очень долго будет перечислять.


МИДИКОНТРОЛЛЕРЫ

При записи партий сольных духовых и струнных используешь ли ты какие дополнительные мидиконтроллеры, помимо колеса Mod Wheel? Например, педаль Expression, или iPad, или ещё что-то?    

ДН: При записи партий сольных (и не только) духовых и струнных, в основном используются Mod Wheel и 127 контроллер (Volume)*. В некоторых еще Expression, но не педаль (привык делать руками), а контроллер тоже. iPad все думаю интегрировать, но пока не придумаю, куда его присобачить, чтобы не мешался. На днях приедет новая клавиатура, буду думать. А из педалей я использую только Sustain (или).

*) возможно, требуется пояснение: очевидно, что при игре на клавишном миди-контроллере практически невозможно добиться такой же неоднородности звукоизвлечения, какая происходит естественным путем во время игры на духовых или струнных. В инструментальных группах это не принципиально, но в сольных партиях просто незаменимо. Поэтому, чтобы внести изменение в сигнал, получаемый при нажатии клавиши, используется движение колеса Mod Wheel (левой рукой) и одновременное изменение громкости/атаки через контроллер Expression посредством одноименной педали.

Поэтому при выборе миди-клавиатуры разумно обращать внимание на наличие и удобство устройства колеса Mod Wheel и на наличие гнезда подключения педали Expression – если вы, конечно, планируете имитировать сольные партии.


МАСТЕРИНГ

Что ты используешь для финального мастеринга? 

  • Если речь идет о выходе альбома (что редко), то я отдаю это дело профессионалам.
  • Для презентации своей музыки в Soundcloud, я использую Waves LUltramaximizer (-4 db). Он выравнивает динамику и придает немного плотности.
  • В кино я никогда не отдаю сжатые треки: просто отдаю mix "как есть". Но он мало отличается от того, что потом звучит в кино. Обычно дополнительное сведение не требуется в моем случае. Отдаю стерео трек для контроля + трекинг по группам инструментов.

    В звуковой технологии кино издавна используется система Dolby Digital, которая делает свое дело и этого вполне достаточно: применяется автокомпрессия, автоматически регулирующая громкость музыки относительно шумов и диалогов. Поэтому жмется все нормально. Но не каждый звукорежиссер корректно умеет использовать долби. Поэтому, к сожалению, результат редко предсказуем.

 



Админ: Уважаемые VST-сообщники :)

Если у вас появились какие-то собственные вопросы к Дмитрию Носкову по тактике VST-оркестровки, не касающиеся теории оркестровки и стандартных технических вопросов работы с VST-инструментами, вы можете задать их прямо тут в комментариях и интервью будет дополнено. Также, вы можете уточнить какие-то не совсем понятные вам VST-моменты. В любом случае (от меня или от ДН) какой-то ответ вы получите.

Люди, участвующие в этой беседе